В стране набирает обороты разновидность мошенничества, основанная на
незаконном получении дубликата чужой SIM-карты. Поскольку мобильный
телефон зачастую используется банками как средство идентификации
пользователя, одноразовые пароли и коды подтверждения, отправляемые
банками в виде SMS-сообщений, представляют собой интерес для
изобретательных мошенников. Как выяснил корреспондент «proIT», банки и
операторы в этой схеме заботятся только о собственной выгоде, а
безопасность данных абонента фактически никем не гарантирована.
Изначально
услуга по восстановлению испорченных или украденных SIM-карт была
призвана облегчить жизнь абоненту, попавшему в неприятную ситуацию, и
избавить его он волокиты, связанной с восстановлением контактов. В МТС
утверждают, что выдачу дубликатов SIM-карт операторы ввели в ответ на
запросы рынка — ежегодно украинцы теряют или ломают до 500 тыс
телефонов.
Как считает Александр Галкин, эксперт по
кибербезопасности из PGP Innovative Consulting, из-за простоты процедуры
получения SIM-дубликата, в последние месяцы он становится все более
популярным объектом охоты злоумышленников. Во-первых, зная номер
банковской карточки жертвы, дубликат дает возможность проводить платежи
до $100. Во-вторых, можно попросту звонить с дублированной карты за счет
жертвы. Причем, во втором случае мошенники для своего «удобства»
записывают специальные SIM-карты, содержащие до 10 похищенных номеров.
Масла
в огонь подлил «ПриватБанк», позволив с недавних пор своим клиентам
снимать деньги с карточных счетов, не имея «на руках» собственно
карточки. Для авторизации в таких случаях используется код
подтверждения, отправляемый клиенту на номер его мобильного телефона —
чем и стали промышлять «находчивые умы» по всей Украине.
В
МТС считают, сам механизм замены SIM-карты в «популярности» преступной
схемы не виноват. «Получать доступ к персональной информации, в т.ч. к
банковскому счету человека, мошенникам позволяет несовершенство
банковской услуги. Подобная схема появилась не с запуском услуги по
замене SIM-карточки, а лишь когда появилась банковская услуги», —
отметила Виктория Рубан, начальник отдела по связям с общественностью
«МТС-Украина».
С этой точкой зрения согласны и в
«Киевстар». Как пояснили в пресс-службе крупнейшего оператора, «на рынке
появляются новые случаи мошенничества с использованием банковских карт и
мобильных телефонов. Эти риски спровоцированы существенным упрощением
некоторыми банками процесса обналичивания денег через терминалы.
Мошеннику достаточно заполучить номер банковской карты жертвы и доступ к
его сим-карте, «связанной» с номером банковского счета».
В
МТС опровергают версию о возможности легко завладеть SIM-картой жертвы,
но настаивают на том, что процедура выдачи дубликата должна быть
максимально облегчена. «Для идентификации нужно будет ответить на
несколько вопросов о восстанавливаемом номере, ответы на которые может
знать лишь сам абонент. Процедура восстановления SIM -карты должна быть
простой и быстрой. Представьте — вы потеряли телефон, а для
восстановления «симки» с вас требуют пакет документов, как для
оформления кредита или выдачи шенгенской визы. Вряд ли это обрадует
абонентов», — подчеркнули в пресс-службе компании.
По
сути, процедура идентификации абонента при обращении в сервисный центр —
единственный механизм, которым оператор может хоть как-то защитить
prepaid-абонента от противоправных посягательств на его SIM-карту.
Юридически даже контрактные абоненты не защищены от «перехвата»,
поскольку в договоре не предусмотрен соответствующий раздел.
Тот
факт, что с юридической точки зрения вопросы безопасности лежат
исключительно на плечах самого абонента отмечает и А. Галкин: «Если ваш
номер подвергся взлому — нет смысла идти в суд. Договора операторов
прописаны так, что вся ответственность ложится на абонента. Также и в
договоре с банком — клиент никак не защищен договором». В целом в
«Киевстар» подтверждают такое положение дел. «Оператор мобильной связи
не уполномочен ловить и привлекать к ответу злоумышленников», —
говорится в комментарии крупнейшего оператора.
Тезис о
беззащитности банковского клиента подтверждает и Роман Химич, эксперт
Netton Consulting Group. «Банк в одностороннем порядке, без консультаций
с мобильными операторами, построил один из ключевых элементов своего
сервиса — процедуру аутентификации пользователей — на операторских
сервисах. Тем самым надёжность и устойчивость к попыткам взлома
банковских продуктов оказалась привязана к политикам и внутренним
процедурам третьих лиц, которые об этом даже не были предупреждены. Не
говоря уже о том, что у операторов мобильной связи нет никаких правовых
обязательств перед своими абонентами в части защиты их права на
SIM-карты».
По
словам эксперта, с технической точки зрения идентификация абонента
предоплаченной связи не предполагается вовсе. Если человек утратил свою
SIM-карту, он может попытаться доказать своё право на ассоциированный с
нею номер. Но конечный итог зависит только от сотрудников операторской
компании, которые полагаются на ряд предположений и допущений, что
категорически неуместно, когда речь идёт об инструменте доступа к
банковскому счёту.
«Операторы и не ставят перед собой
задачу обеспечить надёжную идентификацию абонентов предоплаченных услуг.
Им, попросту говоря, всё равно, кто именно пользуется тем или иным
номером. Если человек потерял «симку» и просит выдать ему дубликат,
операторы готовы ему помочь, но в виде одолжения. Обязательств на этот
счет у них нет. Операторы резонно исходят из того, что если для абонента
критически важно закрепить своё право пользования номером, он может
перейти на контрактную форму обслуживания», — отметил Р. Химич.
По
мнению эксперта, «ПриватБанк» руководствуется исключительно своим
корыстным интересом — максимально упростить людям доступ к деньгам, как к
своим, так и к заёмным. «Устойчивость SMS-аутентификации к
злонамеренным посягательствам, видимо, не рассматривается в банке как
значимый фактор. Главное, чтобы деньги и связанные с ними обязательства
были записаны на конкретного человека. А уж взыскать своё в этом банке
умеют, как нигде. Даже если окажется, что под видом клиента деньги
получили мошенники. Банк такие подробности не интересуют», — подытожил
он.
На сегодняшний день абонентам остается рассчитывать
только на собственную сознательность и надеяться, что диалог между
банкирами и «мобильщиками» когда-нибудь состоится. Однако, в этом,
похоже, никто не заинтересован. Как отметила В. Рубан: «мы неоднократно
обращались к банку с просьбой предоставлять нам номера телефонов
клиентов без указания других персональных данных (фамилий и пр.),
которые подключили услугу SMS-аутентификации. К сожалению, на
сегодняшний день вопрос так и не решен».
Комментариев нет:
Отправить комментарий