вторник, 19 марта 2013 г.

Украина. Мобильные операторы исчерпали резервы роста и прибегли к крайне непопулярным мерам увеличения доходности своего бизнеса - повышению цен

София Микаэлян, жительница города Конотоп Сумской области, — обладательница сразу двух сим-карт «Киевстара». Первую она приобрела шесть лет назад, а вторую — в сентябре прошлого года, когда на рынок был выведен новый тарифный план. Условия привлекли: целый год бесплатных разговоров внутри сети (в день не более ста минут) при одномоментном пополнении счета на 40 гривен. Потом, правда, выяснились еще некоторые обстоятельства. К примеру, когда София приехала в Киев, оказалось, что платить надо больше, а в Харькове (где позиции оператора значительно слабее, чем в столице) льготные условия возобновились. «Компания оставляет за собой право в любое время изменить условия акции», — сетует София, молодая мама, у которой каждая копейка на счету. Вот уже пять месяцев ее семья пользуется новыми карточками, забросив старые номера, тоже киевстаровские, но куда более дорогие в обслуживании. А когда действие акции закончится, Софии и ее родным придется вернуться к обычным тарифам. Ибо мобильным операторам нужны деньги…

Уже с начала года операторы снова атаковали кошельки абонентов. «МТС Украина» ввела ежедневную абонплату — 0,50 грн — в двух популярных тарифных планах, на 50% повысила плату за соединение еще в некоторых тарифных планах. На 15–30% выросла абонплата в 16 тарифных планах «Киевстара»

Минувший 2012 год прошел под знаком баталий операторов за увеличение доходности бизнеса. Так, в марте «Киевстар» увеличил на 20–30% стоимость SMS- и MMS-сообщений и начал вводить ежедневную абонплату (одна гривня) в некоторых тарифных планах. «МТС Украина» повысил тарифы на разговоры на 20–50%. В результате в июне Антимонопольный комитет (АМК) Украины обязал компании снизить тарифы и пригрозил двум крупнейшим операторам мобильного рынка Украины штрафом в размере десяти процентов от их годового дохода (см. «Телефон проголодался»). «Киевстару» «светило» 1,3 млрд гривен штрафа, а «МТС Украина» — 0,91 млрд. Компания «Астелит» (ТМ Life:)) также подняла цены на некоторые свои тарифные планы, но под раздачу не попала, так как занимает около 13% рынка, в то время как на двоих лидеров приходится более 80%.

Операторы заявили о снижении цен в некоторых тарифных планах и… продолжили поднимать в других. АМК не отступал. Договориться противоборствующим сторонам удалось лишь в декабре, когда была значительно снижена стоимость роуминга.

Новая война

Не успели участники рынка раскурить трубку мира, как уже с начала 2013 года операторы инициировали новую атаку на кошельки своих абонентов. В январе компания «МТС Украина» в 14 тарифных планах вдвое повысила стоимость активации услуги «Супер» (в ее рамках предоставляются бесплатные минуты для звонков), увеличив при этом объем предоплаченного трафика. К тому же оператор ввел ежедневную абонплату — 0,50 грн — в тарифных планах «МТС Первый» и «МТС Свободный», а также на 50% повысил плату за соединение в отдельных старых тарифных планах.

В феврале на 15–30% выросла абонплата в 16 тарифных планах «Киевстара», за этим последовали еще повышения. Компания поспешила сообщить о снижении стоимости отправки SMS- и MMS-сообщений на 50% для 80% абонентов. Правда, в некоторых тарифах плата за предоставление SMS-сообщений увеличилась с 10 до 15 гривен в месяц (при этом объем предоставляемого пакета вырос со 100 до 150 сообщений).

Это грозит компаниям переходом недовольных абонентов к конкурентам. Впрочем, для массового бегства абонентов «Киевстара» и «МТС Украина» аналитики причин не видят. Фактор привыкания к номеру важнее. При этом совокупная абонбаза трех крупнейших мобильных операторов Украины (включая «Астелит» (ТМ Life:)) медленно растет. Например, за два последних месяца 2012 года она увеличилась на 653,5 тыс. абонентов.

Лишних абонентов не бывает

«У оператора есть сетевой ресурс, который никогда не используется на сто процентов, и есть возможность дать людям больший физический объем услуг в рамках существующей емкости, но оператор взамен хочет фиксированный стабильный ежемесячный доход (ARPU)», — считает консультант консалтинговой группы Netton Telecom Роман Химич. Например, во время сентябрьской акции, участницей которой стала София Микаэлян, оператор удерживал абонента, заодно выполняя требования АМК о снижении цен на услуги. Правда, в баталиях 2012 года финансовые показатели «Киевстара» несколько пострадали. За девять месяцев прошлого года EBITDA компании упала на 4,7% — до 632 млн долларов, а средний ежемесячный доход с одного абонента снизился на два процента — до 42,30 гривни, при этом наблюдался рост абонентской базы на два процента — до 25,2 млн абонентов.

Медленный рост

В целом, по данным Госстата, рынок мобильной связи в Украине в 2012 году составил 26,8 млрд гривен (без НДС) против 25,8 млрд годом ранее. «Операторы старались, как могли, но… совокупный доход вырос лишь на четыре процента. Слабовато. Рынок насыщен голосовыми услугами (126 процентов проникновения), а это 70–80 процентов всего дохода. Демонстрировать высокую динамику всё тяжелее», — отмечает Мыкола Олиярнык, аналитик консалтингового агентства iKS-Consulting. Примечательно, что в 2011-м рост составил 7,6% по сравнению с предыдущим годом, а в кризисном 2008 году — 17% (причем влияние курсовых скачков на этот показатель невелико, кризис ведь разразился в самом конце года). Уже в 2009-м операторы массово поднимали тарифы, ссылаясь на рост курса.

Без формулы

Связь в Украине, несмотря на недавние повышения расценок, остается одной из самых дешевых в мире

На каких основаниях мобильщики поднимают цены сегодня? Какой-то определенной формулы для формирования цены на услуги мобильной связи не существует, уверяет Химич. Основаниями для повышения тарифов могут стать несколько факторов. Снижение общей выручки — как минимум она должна расти со скоростью, покрывающей темпы инфляции. При этом уровень инфляции операторы рассчитывают самостоятельно, не доверяя официальной статистике. Очень чувствительны тарифы и к валютным рискам. К тому же государство постоянно повышает плату за частотный ресурс. В 2008 году ставка за 1 МГц составляла 1580 гривен в месяц, в 2010-м она была увеличена до 7900 гривен, а в 2011 году уже составила 8666,30 гривни, притом что сама держава никаких дополнительных затрат по обеспечению физического существования частоты не несет. «Киевстар», кроме всего прочего, является донором всей группы «Вымпелком», чьи акционеры постоянно ставят украинскому менеджменту задачу повышения доходности бизнеса. При этом связь в Украине, несмотря на недавние повышения расценок, остается одной из самых дешевых в мире — в среднем один-два цента за минуту против, например, пяти центов в Российской Федерации.

Расти рынку особо некуда. Существующих сетей достаточно для обслуживания абонентской базы, возможности инвестирования в связь будущего поколения нет. Расценки операторов сейчас мало отличаются друг от друга. Но в нынешних боях за повышение стоимости тарифных планов операторы рискуют получить пусть и небольшое, но уменьшение числа абонентов. Аналитики считают, что в 2013-м расходы среднестатистического украинца на мобильную связь вырастут до 50 гривен в месяц против примерно 45 гривен в прошлом году. Причем, по информации «Эксперта», АМК возражать не будет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий