понедельник, 11 марта 2013 г.

«Большая тройка» прирастает четвёртым

«Ростелеком» запускает на Юге услуги мобильной связи под собственным брендом. Первыми городами, в которые оператор выйдет с технологией LTE, станут Краснодар и Сочи
Директору макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» Александру Шипулину придётся решать задачу по формированию клиентского портфеля нового мобильного оператора на уже поделённом рынке
Директору макрорегионального филиала «Юг» ОАО «Ростелеком» Александру Шипулину придётся решать задачу по формированию клиентского портфеля нового мобильного оператора на уже поделённом рынке
Фото: Андрей Бойко
 
Компания «Ростелеком» выходит на южный рынок мобильной связи под собственным брендом. Потратив годы и миллионы долларов на консолидацию мобильных активов (в частности, на Юге был широко представлен оператор SkyLink, купленный у АФК «Система» за 9,4 млрд рублей Связьинвестом, крупнейшим акционером «Ростелекома»; в Волгограде оператор приобрёл местного мобильного провайдера «Волгоград GSM»), «Ростелеком» уже запустил в тестовом режиме центр коммутации подвижной связи, объединяющий технологии GSM/UMTS/LTE. В конце прошлого года в Краснодаре был совершён первый тестовый звонок с базовой станции HSPA+ (Evolved High-Speed Packet Access, «развитый высокоскоростной пакетный доступ», стандарт мобильной связи третьего поколения). Сейчас «Ростелеком» готовит в регионе инфраструктуру к запуску в коммерческую эксплуатацию сетей четвёртого поколения, LTE. По заявлениям компании, это произойдёт во 2 полугодии 2013 года. Объём инвестиций в проект не раскрывается.

В начале пути

В настоящее время «Ростелеком» уже имеет на юге России собственную сеть CDMA на базе сети «Скайлинка», вошедшей в состав объединённого «Ростелекома» в 2012 году. «В ноябре прошлого года мы завершили модернизацию этой сети, — говорит Денис Кондраков, заместитель директора по мобильному бизнесу макрорегионального филиала “Юг” ОАО “Ростелеком”, — покрыв все крупные города, малые и удалённые сельские населённые пункты Краснодарского края, Ростовской области и Северной Осетии. Кроме того, сетью CDMA обеспечен ряд населённых пунктов Волгоградской области, Адыгеи и Дагестана. В 2013 году к списку охваченных сетью южных регионов добавится Кабардино-Балкария».
Г-н Кондраков также отмечает, что мобильная связь третьего поколения, помимо Краснодарского края, будет запущена в Волгоградской области. Планируется, что коммерческая эксплуатация связи 3G начнётся во II квартале этого года. В Краснодаре, Сочи и на территориях будущей Олимпиады мобильная связь будет организована по технологии LTE. В регионе уже построено порядка 300 базовых станций для разных технологий (СDMA, GSM и UMTS), а также около 80 станций LTE. До конца 2013 года сеть увеличится до 400 2G/3G базовых станций в Краснодарском крае и до 100 базовых станций LTE в Краснодаре и Сочи.
Егор Шляхов, и. о. директора по маркетингу Южного и Северо-Кавказского региона ОАО «ВымпелКом», оценивает сеть LTE «Ростелекома» как развивающуюся: «Запуск сети в коммерческую эксплуатацию — процесс достаточно дорогостоящий и требующий немалого количества времени, серьёзной экспертизы. Однако успехи оператора в привлечении абонентской базы будут зависеть не только от наличия и развития собственной инфраструктуры, но и от темпов развёртывания сетей 3G и LTE конкурентов, активности в привлечении, развитии и удержании абонентов основными игроками рынка». По оценке аналитика ИАА TelecomDaily Ильи Шатилина, это достаточное количество базовых станций для предоставления качественных услуг в регионе, однако качество во многом зависит не столько от количества базовых станций, сколько от грамотного планирования сети и её ёмкости. «Кроме того, важно понимать, — отмечает г-н Шатилин, — что трафик передачи данных будет в ближайшее время ежегодно расти на порядок, поэтому оператор не сможет остановиться на достигнутом».

В борьбе за абонента

В «Ростелекоме» не раскрывают, на какой объём абонентской базы рассчитывают, но отмечают, что наиболее активный рост базы планируется на III–IV кварталы 2013 года. Наибольший спрос по объёму оказываемых услуг прогнозируется на зимние Олимпийские игры 2014 года.
Рынок региона уже давно поделён между крупными операторами мобильной связи (уровень проникновения сотовой связи в России приближается к двум сим-картам на одного жителя), однако в компании смотрят с оптимизмом на свои шансы. «К моменту запуска сетей на рынок будут выведены простые и понятные тарифные планы — главным образом, пакетные предложения базовых услуг с минимальным набором дополнительных сервисов, — говорит Денис Кондраков. — Возможно, даже дешевле, чем у конкурентов. Акцент будет сделан на роуминговых абонентах мобильной сети “Ростелекома” из других регионов России, в том числе на уже существующих».
«“Ростелеком” укрепляет свои позиции на рынке и, вероятно, в ближайшее время планирует выход в качестве четвёртого федерального игрока, — говорит Егор Шляхов. — Компания будет продолжать развитие, имея при этом достаточные инфраструктурные возможности. Прогнозировать размер абонентской базы оператора в данном случае мы не можем. По нашему мнению, выход “Ростелекома” в данный момент не может оказать существенного влияния на позиции основных игроков телекоммуникационного рынка. В любом случае, экспансия повлечёт организационные изменения внутри компании и адекватную реакцию конкурентов». Однако, по оценке Ильи Шатилина, несмотря на насыщение рынка, «Ростелеком» сможет привлечь часть абонентов, которых по ряду причин не устраивает их нынешний оператор. «Таких насчитывается порядка 10 процентов, однако они могут перейти не только к “Ростелекому”, но и к любому из конкурентов, — отмечает г-н Шатилин. — Кроме того, “Ростелеком” может сконцентрироваться на сегментах рынка, не охваченных другими операторами, — например, предложить конвергенцию фиксированной и мобильной связи, дешёвые междугородние и международные звонки и прочие нишевые решения».
Можно предположить, что, имея солидную базу корпоративных абонентов проводных сегментов связи и определённый «административный» ресурс, никогда, впрочем, публично не озвучиваемый, «Ростелеком», скорее всего, сможет спокойно удовлетворить свои мобильные амбиции в корпоративном секторе. Не стоит также сбрасывать со счетов и имеющуюся абонентскую базу тех операторов, которых федеральный игрок получил при покупке мобильных активов в регионах: сети «Скайлинка», к примеру, ставшего пионером мобильного интернета на Юге, из эксплуатации не выводились, и у них сохранились свои потребители.

Где купить

В связи с выходом на рынок мобильной связи одним из ключевых становится вопрос дистрибуции. «Ростелеком» планирует продавать услуги мобильной связи через собственную сеть пунктов и центров обслуживания клиентов и дилерские сети по продаже телефонов, смартфонов и подобной техники, такие как «Связной». Тут стоит вспомнить, что в феврале прошлого года «Ростелеком» заключил соглашения о сотрудничестве с двумя крупнейшими российскими цифровыми ритейлерами — «Связным» и «Евросетью». В них также будут реализовываться и брендированные мобильные гаджеты «Ростелекома»: мобильные телефоны, модемы, роутеры. Здесь компания идёт по пути, который сейчас осваивают и другие игроки рынка. «На наш взгляд, из всех каналов продаж, включая брендированные и дилерские салоны, собственные офисы являются наиболее эффективной схемой дистрибуции и обслуживания, — говорит Егор Шляхов. — “ВымпелКом” также движется в этом направлении, активно развивает сеть собственных офисов по всей России, в том числе и на Юге, развивает партнёрские программы с вендорами в собственных офисах обслуживания».
Собственная розничная сеть как основной канал дистрибуции растёт и у МТС. «В первую очередь это позволяет компании иметь прямой контакт с потребителем и максимально точно управлять спросом и предложением, — рассказывает коммерческий директор по работе с розничным рынком макрорегиона “Юг” МТС Наталья Мостовая. — Кроме того, собственная сеть обеспечивает нашим клиентам качественный сервис при максимальном перечне услуг».
Тем не менее, как замечает Илья Шатилин, для российского рынка схема продаж гаджетов и услуг через собственные сети мобильных операторов относительно нова: «Люди привыкли покупать устройства в специализированной рознице, а в салоны операторов обращаться по вопросам обслуживания и для внесения платежей. Доля операторских салонов в продажах значительно меньше, чем у сотовых ритейлеров (“Связной”, “Евросеть” и т. п.). Однако если “Ростелеком” будет субсидировать оборудование, то сможет увеличить продажи и быстрее нарастить абонентскую базу». В то же время г-н Шатилин указывает, что в России невозможна западная модель субсидий, при которой оборудование передаётся по символической цене от 1 доллара с условием заключения контракта на год или два с минимальным месячным платежом, в который, по сути, и заложена стоимость устройства: «Российское законодательство не позволяет обязывать абонента соблюдать этот контракт, так что если он расторгнет договор и не будет платить, то оператор, подав на абонента в суд, гарантированно проиграет дело».                   

Комментариев нет:

Отправить комментарий