Компания   J’son & Partners Consulting представила результаты исследования «Рынок   оборудования и перспективы внедрения новых услуг на базе технологии передачи   мультимедийного содержимого на основе протокола IP (IP Multimedia Subsystem, IMS)».   Одно из важнейших приложений IMS – это поддержка полноценной технологии   голосовой связи в сетях LTE (VoLTE). Другим ключевым драйвером рынка IMS   является возможность создания операторами конкурентных сервисов в ответ на   угрозу со стороны сторонних компаний, активно разворачивающих собственные   мультимедийные сервисы поверх операторских сетей.
  IMS   представляет собой программно-аппаратныйкомплекс, который является ключевым компонентом   практически всех IP-сетей следующего поколения (Next Generation Network, NGN),   поддерживающих SIP-приложения, и предназначается для обеспечения стандартизации   мультимедийных сервисов во всех взаимосвязанных сетях. Благодаря универсальной   архитектуре одна и та же IMS-платформа может быть использована для приложений и   услуг в мобильных сетях всех поколений (2G, 3G, 4G), а также в фиксированных   сетях.
  Причем   именно в сетях фиксированной связи концепция IMS появилась первоначально - как   инструмент сокращения числа сетей крупных операторов (и, соответственно,   расходов) за счетмиграции на IP (масштабный проект British   Telecom в середине 2000-х). Позже, по мере стремительного старта LTE, основной   интерес к IMS сместился в сторону поддержки голосовых (VoLTE) и «расширенных»   мультимедийных услуг (RCS).
  IMS-сеть   позволяет создать несколько ключевых механизмов взаимосвязи между сетями вместо   создания отдельных соглашений на каждую услугу в отдельности. Это позволяет   избежать дублирования функций и снизить издержки операторов.
  Одним   из важнейших драйверов внедрения IMS является необходимость поддержки голосовых   услуг в сетях LTE (VoLTE).
  Основные   преимущества IMS: обеспечение взаимодействия разного типа сетей; возможность   разработки и быстрого внедрения новых услуг, включая VoLTE;   обеспечение качества оказания услуг (QoS); точное выставление счетов; снижение   затрат на эксплуатацию; масштабируемость решений.
  Предпосылками   внедрения IMS являются: консолидация операторов и возможность предоставления   конвергентных услуг; угроза со стороны ОТТ-сервисов; необходимость сокращения   расходов операторов; появление и развитие сетей LTE.
  Конкуренция   между существующими операторами мобильной связи остаетсяочень высокой, на рынке происходят активные   процессы слияний и поглощений (M&A). Нередко консолидируются компании -   провайдеры разного типа услуг (фиксированная и мобильная телефония, мобильная   телефония и кабельное телевидение и т.п.). Технология IMS помогает им объединять   все типы сетей в одну, реализовать комплекс услуг и сервисов, сочетающий в себе   возможности мобильной и фиксированной связи на базе одной платформы   (конвергентные услуги) и обеспечить операторам рост ARPU и увеличение   доходов.
  Сторонние   поставщики текстовых, голосовых и видео-приложений (OTT-провайдеры)   каннибализируют традиционные услуги мобильных операторов (голос и SMS), которые   приносят последним основную часть доходов. С развитием технологий (переход на   4G) OTT-провайдеры увеличивают привлекательность своих сервисов, например,   обеспечивают поддержку голоса и видео высокого разрешения (HD), что усугубляет   проблему.
  Очевидной   тенденцией мирового рынка телекоммуникаций является рост капитальных затрат   операторов. Считается, что IMS в среднесрочной и долгосрочной перспективе   позволит операторам сократить капитальные (CAPEX) и операционные (OPEX) затраты   за счет использования единой IP-сети и открытой IMS-архитектуры. Кроме того,   операторы смогут быстро и с малыми затратами выводить на рынок новые услуги.   Однако на начальном этапе внедрения IMS операторам, очевидно, придется увеличить   свои затраты.
  Резкий   рост потребления мобильного трафика данных, острая конкуренция и высокий спрос   на услуги мобильного ШПД требует внедрения дорогостоящих технологий LTE и LTE   Advanced. Развитие сетей 4G, в свою очередь, стимулирует операторов к внедрению   технологии IMS, поскольку она дает возможность внедрять голосовые услуги на   сетях LTE (VoLTE) и другие сервисы.
  Архитектура   IMS обычно делится на три горизонтальных уровня: транспортный (уровень   абонентских устройств и шлюзов); управления вызовами и сеансами (функция CSCF и   сервер абонентских данных); уровень приложений.
  Транспортный   уровень организует сеанс связи при помощи сигнализации протокола инициации   сеанса и обеспечивает транспортные услуги с конвергированием голоса из   аналогового или цифрового сигнала в IP-пакеты использованием протокола RTP.
  Уровень   управления вызовами и сеансами осуществляет управления сеансами связи.
  Уровень   услуг содержит набор серверов приложений, которые уже могут не являться   элементами IMS, и включает в свой состав как мультимедийные IP-приложения,   базирующиеся на протоколе SIP, так и приложения, реализуемые в мобильных сетях   на базе виртуальной домашней среды.
  В   России первые демонстрации возможностей IMS прошли в 2004-2005 гг. (компании   Siemens и Ericsson). В 2006 г. Siemens открыл демо-центр IMS в Санкт-Петербурге,   в котором осуществлялась демонстрация различных сервисов (Call&Share, Push   And Talk Over Cellular, Mobile Presence Manager, Group Management, Instant   Messages Center и др.). В 2009 г. компания МГТС планировала внедрять IMS и   завершить проект на аналоговом сегменте в 2011 г., однако из-за кризиса проект   был реализован лишь частично. В частности, в 2010 г. на цифровой формат   переведена лишь часть аналоговых АТС, а также установлено ядро сети. В начале   2012 г. МГТС запустила в тестовую эксплуатацию первый корпоративный сервис на   базе IMS, в коммерцию сервис планировалось запустить в марте 2012 г. Первой   услугой стал масшабируемый сервис IP-Centrex. Ранее, в 2011 г. макрорегиональный   филиал «Юг» компании «Ростелеком» использовал решение Alcatel-Lucent IMS для   перевода существующей фиксированной сети на IP-архитектуру с поддержкой   технологии VoIP и других современных сервисов. Кроме того, в августе 2012 г.   макрорегиональный фитлиал «Урал» компании «Ростелеком» проводил запрос котировок   на право заключения договора по проекту «Развитие платформы разработки и   доставки услуг и элементов IMS ядра».
  На   рынке готовых IMS-систем действуют 7 крупнейших вендоров: Acme Packet, Alcatel   Lucent, Ericsson, Genband, Huawei, Nokia Siemens Network (NSN) и ZTE. По итогам   2012 г. позиции основных производителей оборудования для IMS-сетей незначительно   изменились. В частности, Alcatel-Lucent удалось оттеснить Genband со второго   места. Лидером рынка по преднему является компания Huawei.
  По   данным Infonetics Research, продажи оборудования для IMS-сетей в 2011 г. выросли   на 50%. Половина этого роста произошла за счет Северной Америки: драйвером   выступил запуск сетей LTE американским оператором Verizon Wireless, который   использовал IMS-платформу от NSN.
  Согласно   данным опроса сервис-провайдеров, проведенного Infonetics Research в 2012 г.,   ключевыми драйверами внедрения IMS стало развертывание LTE-сетей, а также   возможность предоставления на базе IMS конвергентых услуг и создание единого   стандарта.
  Сдерживающими   факторами развития в свою очередь являются: развитие OTT-сервисов; высокая   стоимость и длительность развертывания сети; технологические сложности с   развертыванием сети; сложности в развитии FMC, связанные с законодательным   регулированием деятельности мобильных и фиксированных операторов;   фрагментированность частотного спектра для LTE-сетей.
  По   прогнозам Alan Quayle, к 2015 г. уже порядка 50% операторов сотовой связи   внедрят решение IMS. Наиболее востребованным развертывание сети IMS станет для   мобильных операторов – к 2017 г. их доля среди компаний, внедряющих IMS,   вырастет с 15% до 50%.
  Ключевым   фактором стимулирования спроса на дополнительные услуги является простота   использования и качество соединения. Согласно опросу, проведенному в конце 2011   г. компанией Cisco, абонентами наиболее востребованы следующие услуги:   распознавание речи, передача мультимедиа-контента, перевод голосового сообщения   в реальном времени и пр.
  В   настоящее время не один из российских операторов не озвучил публично своих   планов по внедрению технологий VoLTE и IMS. По оценке J’son & Partners   Consulting, первые коммерческие платформы IMS появятся в сетях операторов   мобильной связи не ранее 2015 г.
  К 2015 г. порядка 50% операторов сотовой связи внедрят решение IMS
  http://telecom.cnews.ru/news/line/index.shtml?2013/05/28/530162